ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Страничка очень полезная для учителей-филологов, особенно для начинающих . На ней я расположу материалы, которые учитель всегда должен иметь под рукой: памятки по проверке тетрадей, критерии оценивания, нормы оценки работ учащихся ,  требования к объему  различных работ по русскому языку и многое другое. 


УРОК МАСТЕРСКАЯ nochkina.pdf (komiedu.ru)



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ВСЕГДА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА УЧАЩИХСЯ.     

ВОТ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.

  1. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в
  2. заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

           1) автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;

           2) автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;

           3) автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.

 

     4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.

 

5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?

 

6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.

 

7.Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.



Пособие для учителя «Знакомство с обучающими структурами сингапурской методики обучения» с презентацией

Автор: Клочкова Наталья Константиновна
Цель: ознакомить с некоторыми обучающими структурами сингапурской методики обучения.
Описание работы:
Это пособие я предлагаю тем учителям, кто заинтересуется сингапурской методикой обучения и захочет по ней работать.
Чтобы обеспечить качество обучения школьников Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».
В 2014 – 2015 учебном году нашим учителям Отделом образования города Заинска было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Учителя Татарстана первыми в России осваивают сингапурский метод обучения. В России про такую систему даже не слышали. Я сама использую эти структуры всего только полгода. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время. 
Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века. (слайд 1) На экран проецируется схема.
Я предлагаю такие структуры.

1. На экран проецируется структура МЭНЭДЖ МЭТ (слайд 2) –инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

Фрагмент урока: организационный момент
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

2. На экран проецируется структура ХАЙ ФАЙВ (слайд 3) – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. 
Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

3 На экран проецируется структура КЛОК БАДДИС (слайд 4) – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

4. На экран проецируется структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (слайд 5) – « встать – сесть» - структура для получения информации о классе ( кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом. 

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.

5. На экран проецируется структура ДЖОТ ТОТС (слайд 6) – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. 

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Фрагмент урока: актуализация знаний
Учитель дает задание: Записаны числа 6; 9,4; -234; 96,54; -7; 234; 9,56; 7; 87. Что вы можете сказать об этих числах?
Могут быть, например, такие варианты:
-есть натуральные
-есть положительные
-есть противоположные 
Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.

6. На экран проецируется структура ТИК – ТЭК – ТОУ (слайд 7) – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16. 

Фрагмент урока: закрепление изученного материала
Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
1) Придумайте десятичную дробь
2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3x3
Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
а) расположить дроби в порядке убывания
б) сложить дроби
в) перемножить дроби
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

7. На экран проецируется структура СТЕ ЗЕ КЛАСС (слайд 8) – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Фрагмент урока: повторение
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о ромбе? Могут быть такие ответы:
ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны; 
у ромба диагонали пересекаются; 
у ромба диагонали точкой пересечения делятся пополам; 
у ромба диагонали взаимно перпендикулярны и так далее. 
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

8. На доску проецируется структура КОНЭРС (слайд 9) – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.

Фрагмент урока: проверка прежних знаний
В четырех углах класса прикреплены слова:
Прямоугольник.
Параллелограмм.
Ромб.
Трапеция.
Учитель дает задание вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в ходе изучения этих тем.
Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

9. На экран проецируется структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд 10) – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Фрагмент урока: закрепление
Например дать решить №563, затем №573. Время можно дать от двух до пяти минут.

Можно использовать структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу. 

10. На экран проецируется структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (слайд 11) («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

Фрагмент урока: актуализация прежних знаний
Ребята работают в парах по плечу. 
Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами
Вопросы:
1. Как складывают десятичные дроби?
2. Как вычитают десятичные дроби?
3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Ответы:
1.Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; 
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
2 .Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую; 
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
4. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
после этого выполнить деление на натуральное число.

11. На экран проецируется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (слайд 12) – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. 

Фрагмент урока: изучение нового материала
Учитель объявляет, что сегодня на уроке будем учиться упрощать выражения.
Посмотрите на выражение : 4а+35а=39а
Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:
- Какие свойства арифметических действий здесь применили?
- Можно ли было упростить это выражение по-другому?
Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло. 

12. На экран проецируется структура МИКС ПЭА ШЭА (слайд 13) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) (слайд14) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

На экран проецируется структура РЕЛЛИ РОБИН - структура. В которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

Фрагмент урока: закрепление
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
-О чем говориться в этой задаче?
- Что сказано про площадь кухни?
- Известна ли площадь комнаты?
- Что еще известно в этой задаче?
- Что следует обозначить через х?
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.

13. На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП (слайд 15) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос. 

Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
• Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
• Сколько будет 49 – 20 х 2? (9.)
• Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
Хороша эта система или нет судите сами.


КАК НЕОБЫЧНО НАЧАТЬ УРОК

 

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Учитель года России-2018 Алихан Динаев поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.

1. Начните урок с удивления

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России-2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman.

 

Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».

«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер

2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?
Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте! На том же уроке с кассетой автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач.

3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается). Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.

«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф.М. Достоевский

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.

 

На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.

Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!
Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».
(А.С. Грибоедов)

5. Меняйте направление

На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну, или не так сильно отвлекаться).

За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.

«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.
Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф.Г. Раневская.

7. Адаптируйтесь

Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?! По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так: вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять. Или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё, что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М.М. Мамчич.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!

Источник: mel.fm

 

1.Поэтические минутки.

Перед сочинением-рассуждением на нравственную тему, можно прочитать строки Омара Хайяма, которые настраивают на размышление по теме:«Мой взгляд на мир».

« В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой -листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое...»

2.Коммуникативная атака- приём, который мгновенно в самом начале включает в работу.

Рассказ «Цифры» И.Бунина. Прав ли дядя, который испытывал своего племянника,заставляя мучительно ждать утра, чтобы учить цифры.

1 группа выступает с мнением, что дядя не прав, неужели нужно ждать утра, чтобы начать учить цифры, если ребёнок очень этого желает, 2 группа осуждает капризы мальчика.

3.Вызов. Перед вами обычные весы. Если я положу на одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с человеком( хорошие человеческие качества или недостатки).

Н.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» .Андрий- предатель или спаситель?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Образ Емельяна Пугачёва. С одной стороны- это бунтарь, самозванец, жестокий и властный, с другой - это человек, ценящий честность и прямоту. Как могут в одном человеке уживаться доброта и жестокость?

4.Моделирование. Учащимся предлагается изменить финал произведения.

Если бы те жители, которые каждый день обижали Юшку, знали, чем всё закончится, изменили бы они свое поведение?(А.П. Платонов «Юшка»).

«Татьяна и Онегин вместе».(А.Пушкин «Евгений Онегин»)

«Печорин и Грушницкий- друзья»(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

5.Драматизация идеи. Вы прочитали две одноимённые повести о детстве- «Детство» Л.Н.Толстого и «Детство» М.Горького. В каком из этих произведений вы можете представить себя на месте главного героя, а в каком -нет? Почему?

6.Ассоциативный куст-это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него

все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную

активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

При изучении рассказа Л.Толстого из повести «Отрочество» «Ключик»(12 глава).Ребята подбирают ассоциации к слову «Ключик»: тайна, загадка, разгадка, открытие, тайна, секрет, сердце, ларчик.

7.Случай из жизни писателя, поэта

При изучении творчества писателей можно обратиться к их биографии и воспоминаниям современников, где найдёте интересные истории, случаи из их жизни. Детям это нравится!

 

Вывод. Все необычное всегда привлекает куда больше. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!